В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии. "Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание». Заведующая библиотекой села Солдатско-Степное готовит к изданию литературный сборник очерков и стихов своего земляка Евгения Георгиевича Чулкова.
В гости к автору идем вместе с библиотекарем Валентиной Николаевной Чередниченко. По дороге она вводит в курс дела.
Евгений Георгиевич - потомственный житель села Солдатско-Степное. Его дед Федор Петрович был полковником царской армии. В 1917 году перешел на сторону революционеров и участвовал в штурме Зимнего дворца, где заседало царское правительство. Получил ранение, его комиссовали со службы. Новым местом жительства выбрал Заволжье, где жили "солдаты в степи" - переселенцы из числа служивых.
- Семью родителей "собрала" война, - продолжает историю семьи Евгений Георгиевич. Его очерк об отце Георгии Федоровиче и матери Клавдии Сергеевне мог бы стать сценарием захватывающего кинофильма.
"...Мама в 19 лет вышла замуж, переехала жить к родителям на хутор Федоровка. Через год родилась дочка, все складывалось замечательно - муж трудился в МТС, мама хлопотала по дому. Тихое семейное счастье прервала война. Мужа в числе первых призвали на фронт... Солдатка с дочкой-крохой вернулась в родительский дом в Степное.
В лютые морозы 1941 года мама и еще шесть женщин из села по приказу уполномоченного были направлены на строительство оборонительных рубежей под Сталинградом. Шли до города пешком. С неимоверными усилиями рыли они окопы в промерзшей земле, корчевали в близлежащих лесопосадках деревья для строительства блиндажей и везли их на быках. Однажды над повозкой пролетел фашистский самолет. Вражеский снаряд угодил прямо в телегу. Осталось лишь ярмо. Маму спасло то, что ее придавило телом убитого животного. Ее подруге-напарнице оторвало руку и ногу. Умирая, женщина умоляла Клаву: "Найди мою дочку Надю...". Мама разыскала сиротинушку и вернулась домой с Надюшей.
- У меня теперь две дочки, - сказала она матери, встретившей ее во дворе родного дома.
Женщина в ответ заплакала навзрыд:
- Прости, родная, не сберегла внучку, она очень сильно болела… Девять дней назад мы ее похоронили. А вчера на твоего Павлушу пришла похоронка...
Утешением в горе для мамы была работа и приемная дочь...
Отец Георгий Федорович Чулков прошел с боями от Воронежа до Берлина. В сорок втором в одном из боев на его глазах был смертельно ранен односельчанин. Тот самый Павел - муж Клавы. Вернувшись домой, Георгий поспешил к солдатской вдове. Рассказал о последних минутах жизни его мужа. Да и своим горем поделился - не дождалась его женушка с войны, сбежала с кем-то из приезжих...
Георгий и Клава вместе пережили горе, вырастили Надюшу и еще троих сыновей.
Средний сын Чулковых - автор очерка. В истории семейной жизни Евгения Георгиевича также были "любовь и слезы". Об этом он еще обязательно напишет, возможно, в стихах.
Сочинять он начал, будучи студентом. Учился в Быковском сельхозтехникуме и на спор с однокурсником за одно занятие срифмовал четверостишье.
Во взрослой жизни он продолжил дело своего отца - работал в колхозе. Разнорабочим, зоотехником, потом ему доверили быть управляющим 4-го отделения совхоза "Степной".
- В 78-м мы сдали больше всех зерна - шесть с половиной тысяч тонн, - вспоминает Евгений Георгиевич. - Чтобы получить такой урожай, землю надо было приласкать...
Что и делал трудовой коллектив отделения. Среди специалистов мой собеседник называет агронома Сергея Ивановича Бондаренко, зоотехника Леонида Михайловича Новиченко, ветврача Владимира Ивановича Ледяева и других. Несколько лет трудовой биографии Е.Г. Чулкова связаны с председательством в сельсовете. Он горд за то, что при его правлении была выстроена контора, расширено здание медпункта, отремонтирована школа в третьем отделении, сделано немало других добрых дел для односельчан.
Потому и болит душа у Евгения Георгиевича за развал родного совхоза, за опустевшее родное село.
"Трудно поверить, глядя кругом,
Что было и стало с моим селом.
Давно уж не сеют рожью поля,
Бурьяном покрылась родная земля..."
Немало поэтических строк посвятил Е.Г. Чулков селу Солдатско-Степное, землякам, любимой жене, детям. Будем надеется, что заведующая сельской библиотекой поможет автору издать сборник его литературных работ. И любители поэзии смогут оценить и насладиться поэтическим строками, которые идут из глубины души коренного жители нашей земли, великого труженика, истинного патриота своей малой родины.
Ольга Осьмакова.
(материал взят: http://kommunar02.ru/kultura/6029-dusha-bolit-i-serdcze-plachet)
|